Автор: Софья Сидорина


«…чтобы, упрощённо говоря, можно было бы быть спокойным за будущее страны»

Ёмко:

Само общество заинтересованно в том, чтобы каждый в отдельности был образован хотя бы на минимально достаточном уровне, а именно, в области обществоведческих, гуманитарных дисциплин. Это не блажь, а условие устойчивости общества. Существующие сегодня общие (не специальные) образовательные программы, как в школах, так и в ВУЗах критично не достаточны. Также, по этой же причине следует уйти от сугубо рыночных принципов деятельности иных каналов массового распространения информации (СМИ, кино и пр.).

Результатом образовательно-воспитательной работы должны стать следующие  распространённые широко в обществе мировоззренческие установки, базовые ценности:

уважительное и внимательное отношение к традиционным системам знаний, в том числе религиозным, как к источникам знания, накопленного человечеством через осмысление тысячелетнего опыта и проверенного практикой жизни огромного количества поколений;

необходимость личного духовного развития;

осознание естественности существующего порядка вещей, как следствия бесчисленного количества причин, «расположенных» в собственной истории и настоящем;

естественный и разумный баланс частного и целого, индивидуального и общего (общественного);

осознание встроенности индивидуальной судьбы в судьбу общества (сопряжённость, сопричастность, нераздельность);

осознание ценности своего государства и необходимости его сбережения, своей сопричастности судьбе своего государства;

осознание уникальности цивилизационно-государственного образования—Россия, имеющего существенные отличия от иных образований, обусловленных её историей и географическим положением, этно-культурным составом;

осознание постоянства внешнего политического, экономического, военного и информационного давления на нашу страну, государство, цивилизацию;

осознание иерархической структуры (основанной на авторитетах) любого общественного института (семьи, школы, государства) как естественной, эффективной и единственной жизнеспособной структуры;

повышенное внимание и уважительное отношение к собственной истории, труду и подвигам предков;

естественность и необходимость заботы о будущих поколениях;

осмысление индивидуальной экономической активности, как элемента народно-хозяйственного комплекса;

неприемлемость неэквивалентного обмена, основанного на обмане, как способа обогащения, неприемлемость построения личного благополучия непосредственно на неблагополучии других, неприемлемость системной коррупции и недобросовестной конкуренции;

ценность служения (не обязательно профессионального), как благо и необходимость в жизни каждого;

разумное сочетание между признанием авторитета осмысленного опыта (старшего) перед недостаточностью такового (младшим), с одной стороны, и относительной свободы самореализации молодых (например, в области науки и техники, спорта, прикладного творчества, экономики максимум свободы, в отличие от вопросов социальной организации, государственного и общественного строительства), с другой;

осознание и принятие ценностей, расположенных за пределами индивидуальной человеческой жизни.

И вот почему…

Чуть более развёрнуто:

Большая часть светских суждений о человеке и обществе, о нравственных ориентирах и ценностных установках так или иначе, прямо или косвенно будет сведена к определению приоритета в соотношении интересов индивидуального и общественного.

Несмотря на эфемерность такого противопоставления, всё же, недостаточный уровень гуманитарного знания, присущий большей части общества, предопределяет обязательное наличие этого порочного противопоставления в большинстве созданных искусственно идеологем, социальных доктрин и личностных позиций.

Общество, отвергающее заботу об индивидуальном благе, защиту индивидуального интереса в долгосрочной перспективе нежизнеспособно, равно как и индивид, недальновидно противопоставляющий себя обществу, всегда и везде определяющий свой интерес выше общественного, подобен злокачественной клетке организма, паразитирующей на нем и рискующий погибнуть вместе с организмом в тот момент, когда размер злокачественного образования или его качество достигнут предела выживаемости всего организма.

Стремление к достижению баланса, поиску равновесного состояния в соотношениях индивидуального и общественного есть одна из наивысших целей социальной (следовательно и личной) гармонии, обеспечивающей жизнеспособность общества, соответствующей цивилизации. Поскольку жизнь процесс динамичный, то и эта цель в абсолюте своём не достижима, но постоянное стремление к ней и составляет основной приоритет (ценность) развитого общества.

Однако, осознание и приятие ценности равновесного состояния, это способность лишь зрелого, развитого сознания, формирование которого становится, в свою очередь, возможным лишь при  достаточности усвоенного, осознанного системного рационального знания (гуманитарного) или воспринятого верой. Незрелое сознание трудновосприимчиво к приятию такой ценности. По такой понятной причине (незрелость) осознание личностью или обществом этой ценности недоступно.

Люди вообще, и в России в частности, различны и эти различия обусловлены значительным  количеством объективных причин биологического и социального характера (например, таких как: тип нервной организации (устройство психики), пол, возраст, образовательный уровень и культурная среда, профессиональная принадлежность и прочих (подробнее https://www.proza.ru/2013/12/30/1148).

Но несмотря на имеющиеся существенные различия между отдельными членами общества, тем не менее на благо, то есть в интересах,  всего общества (живущих и будущих поколений) и в действительных кратко-, средне- и долгосрочных, а не вульгарно понимаемых, эгоистических,  интересах каждого его члена, не только возможно, но и  необходимо неустанно, системно, умно (квалифицированно) и, наверное, самоотверженно трудиться (а по сути служить людям и истине) с целью формирования, защиты и поддержания системы ценностей, которая наряду с другими элементами в системе общественной организации обеспечивает устойчивость и защищённость общества, государства и возможность поступательного развития.

Что это за система ценностей? Каковы её внутренние приоритеты? Ничего нового нет и быть не может. Это ценности так называемых традиционных обществ, ценности, выработанные и проверенные опытом огромного количества сменяющихся тысячелетиями поколений, тем самым доказавших свою состоятельность, то есть эффективность, а следовательно истинность.

Интенсивное научно-техническое и экономическое развитие, сопровождающее последние несколько столетий жизнь значительной части человечества, хоть и получило название «прогресса», тем не менее, по своим социальным и не только последствиям — процесс далеко не однозначный в оценке. Думаю, и не я один, что цена, которую большая часть человечества, в том числе и наша страна заплатили за облегчение физического существования человека в природе, а также потребление удовольствий (упрощенно, конечно, всё посложнее, но для этого разговора достаточно)— это социальная деградация. Политические, экономические, следовательно и образовательные, а вместе воспитательные социальные системы, так называемых «развитых» обществ направлены на разрушение и уничтожение традиционных систем ценностей, функцию защиты и  проповедования большей части которых тысячелетиями выполняют основные мировые религии. Получается, во всяком случае пока, что в массовом сознании научно-технический, экономический прогресс в значительной части противопоставлен и экспансивен традиционной религиозности и, следовательно, носителям традиционной системы ценностей.Такое положение, если не изменится, неизбежно приведёт к социальным, возможно и техногенным катастрофам, к гибели обществ, в религиозной терминологии — к Армагеддону, Апокалипсису.

Религиозные ценности (в чистоте своей) не сопряжены непосредственно с ценностью  государства, хотя на практике наши иерархи в основном проповедуют патриотические ценности, любовь к отечеству и необходимость защиты своего общества и государства.

Никаких явных противоречий в такой позиции нет, поскольку эти воззрения исходят из понимания естества подвластного состояния индивидуума, соединения с тем (состояния в том), что больше тебя, через которое лишь и возможна  действительная свобода. Осознание себя частью целого, естественности приятия следования своей судьбы судьбе целого это и есть та мировоззренческая основа, что объединяет сегодня в противостоянии к разрушительному для государств и обществ оголтелому (крайнему, радикальному) либерализму.

Что же лежит в основе той ценностной линии, что призвана вести к спасению общество и человека, страну?

Для того, чтобы у страны было будущее необходимо, чтобы страна в принципе существовала и имела возможность устойчивого развития.

Следовательно базовым условием существования страны является обеспечение её безопасности. В условиях необеспеченной безопасности развитие также невозможно. Только независимое и сильное государство в состоянии обеспечить безопасность граждан, общества, самого государства, территорий.

Деятельность по обеспечению безопасности выражается в своевременном и правильном определении как самих угроз, так и мер по их купированию. Это постоянная, системная, сверхзатратная и высококвалифицированная деятельность.

По своему характеру угрозы квалифицируются на множество категорий, но из тех, что обусловлены деятельностью людей (организаций, социальных институтов), выделяют внешние и внутренние. В современном мире границы между этими категориями в значительной мере размыты (ввиду развитости технологий влияния на внутренние процессы страны-цели).

Промежуточный вывод: государство, сейчас и на обозримую перспективу, есть единственный и безальтернативный способ жизни (выживаемости) общества. Государство это способ организации публичной власти. Власть и иерархическая структура есть естественная жизненная потребность любого общества. Следовательно, своё государство, государственное устройство своего общества есть достижение собственной цивилизации, представляет собою одну из основных ценностей, объект защиты и охранения. Разрушение (значительное ослабление) государства всегда и везде трагедия общества, влекущая катастрофические последствия для этого общества, несоизмеримо большие, чем обстоятельства, предшествующие разрушению.

Ценность эффективной государственной власти сопряжена с ценностью её суверенности. Реальной, а не декларативной. В современном мире действительно суверенная государственная власть — роскошь, которую могут позволить себе лишь несколько стран. С недавних пор и пока ещё наша страна в их числе.

Итак, суверенное (независимое) и эффективное собственное государство — ценность.

Ценности это что? Это высшие приоритеты при принятии решений. То есть опорные точки сознательной деятельности. Сознательная деятельность рациональна, базируется на знаниях, накопленном собственном и усвоенном чужом опыте. Представляет собою результат образования и воспитания. Круг замкнулся))

Основной внутренней угрозой стабильности государства сейчас и всегда являются настроения значительной части политически активного класса, либо отрицающей, либо недостаточно осознающей эту ценность. Настроения, основанные на представлениях о противопоставленности государства и общества, о глубине различий в интересах общества и власти, об огульной демонизации государственной власти и, напротив, также огульного, но некритичного отношения к любой оппозиции. Зачастую эти настроения используют, подогревая, политические силы в борьбе за власть. В целом такое состояние сознания характеризуется как незрелое.

Речь ни в коем случае не идёт об идеализации государства в целом и отдельных его представителей или институтов. Поскольку государство это специфическая организация людей, то и все людские пороки, ввиду греховной природы человека присущи государственным служащим не менее, чем любым другим. Но, во-первых, деятельность государства полностью регламентируется правом, что благо, во-вторых, современный уровень общественного контроля над государством высок, что тоже благо, вовлечённость общества в формирование и реализацию государственной политики крайне значительна (если беспристрастно исследовать), поэтому квалифицированная и взвешенная оценка деятельности государства и по результатам влияние общества на политику способами, исключающими крах или критическое ослабление государства — благо. Иное — вред.

Вот. Как то так. По поверхности.  В содержательном разговоре многие слова (даже вроде общеупотребимые) нуждаются в уточнении, это нормально, ведь понятийный аппарат собеседников может отличаться. Готов уточнить или прокомментировать, также готов принять другие точки зрения, аргументированные)))

В общем, скажи что-нибудь по прочтении. Может я совсем не о том написал, что ты спрашивала?

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять