Запоздалый тост ко Дню России, который я не праздновал, и праздновать не буду, потому что праздную во все остальные дни.
В последнее время за моду взято народу льстить, а всякого критически смотрящего на русский народ — возить мордой по столу.
Объяснение тому простое: тридцать лет русскому народу доказывали, что он дурак и злодей, фамилия его Шариков, и ему нужно покаяться.
Народ слушал, слушал и сказал: да пошли бы вы ещё.
Быть может, он имеет право на это.
Наверняка.
В конце концов, это тот самый народ, о котором Пушкин говорил: «Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлёности и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны».
Это о нём говорил гениальный поэт и дипломат Тютчев: «…русский народ христианин не в силу только Православия своих верований, но и в силу того, что ещё задушевнее верования. Он христианин по той способности к самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы».
Русским, уверял Николай Васильевич Гоголь в разговоре, «…всё дурное в себе преодолеть и исправить ничего не стоит; мне любо и дорого, что они как умственно, так и нравственно могут возрастать столь быстро, как никто иной на свете».
Когда одна дама в присутствии Достоевского сказала раздраженно, «что именно в России лучше, чем в чужих странах?» — Достоевский ей коротко ответил: «Всё лучше».
Ещё Достоевский говорил: «В русском человеке из простонародья нужно уметь отвлекать (в смысле: отделять, отличать — примечание моё) красоту его от наносного варварства. Обстоятельствами всей почти русской истории народ наш до того был предан разврату и до того был развращаем, соблазняем и постоянно мучим, что ещё удивительно, как он дожил, сохранив человеческий образ… Но он сохранил и красоту своего образа».
Николай Данилевский восхищался тем, что в России «…отношение всего народа к преступникам запечатлено совершенно особенным, человечным и истинно христианским характером».
«Можно ещё указать, — продолжает Данилевский, — на чуждые всякой насильственности отношения как русского народа, так и самого правительства к подвластным России народам». И эта ненасильственность, уверял Данилевский — между прочим, ещё в XIX веке, чужда нам настолько, что «нередко обращается в несправедливость к самому коренному народу».
И даже Лев Толстой, строгий к России и к русским порядкам, и тот восклицал: «Русская цивилизация, конечно, груба, но самый грубый русский человек всегда ужасается обдуманного убийства. А англичанин!.. если бы его не удерживало чувство приличия и страх перед самим собою, он с бесконечной радостью поел бы тело своего отца».
«Вся надежда на крестьян, — ещё говорил Толстой о русском мужике, — В них есть душа, одарённая Богом, они религиозны, чисты, умеют любить друг друга…»
«Какое мы имеем право бояться своего великого, умного и доброго народа?» — восклицал Александр Блок.
Я читаю и перечитываю эти слова порой со смешанным чувством: иногда мне кажется, что сказанное великими умами России — не данность, а задание.
Что это — экзамен, который надо сдавать из раза в раз.
Из века в век.
На право именоваться русским человеком.
И тем не менее, всегда, всем и каждому нужно отдавать отчёт: сегодня мы занимаем землю, когда основанную и освоенную русскими людьми и всеми, ставшими с русскими людьми в единый строй, плечом к плечу.
Это должно быть выбито на всех скрижалях.
У русских должен быть праздник, и желательно не в этот дурацкий День России, а всегда, ну или, если можно, почаще.
В новой Конституции собираются прописать, что русский язык — это язык государствообразующего народа.
Мне последнее время кажется, что здесь всё-таки наблюдается некая путаница и перестановка мест.
Государствообразующий народ создал русский язык. И сказал на этом языке своё слово. И это слово услышал весь мир.
Теперь наше дело не забыть это слово и самое имя своё.
Многие не празднуют этот праздник… И что праздновать? — В этот день РСФСР практически вышла из состава СССР, заявив:
«1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.
2. Суверенитет РСФСР — естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.
3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.
4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах».
И что? — Нет ни СССР, ни РСФСР… Ни Конституции РСФСР. Ну, нет их! — Нет этого государства: РСФСР! — А праздник есть. Странный праздник… И что праздновать?
Конечно, есть Россия со своей своеобразной судьбой и удивительными людьми… Есть. И самое удивительное в России — люди. Известные и безвестные. И таких людей много в нашей истории. — Они разные. Мы все очень разные… Но хорошо бы нам, при всей нашей разности, при всех политических распрях и ненавистях, помнить о том, что перед нами — умные русские люди. Разные люди… с разными взглядами, которые нам нравятся или не нравятся… Эти люди были и есть. И уж лучше помнить о них, а не бесконечно цитировать иностранных авторов… во всех областях… мода такая: процитировал иностранного автора — и ты уже жутко образованный человек. Впрочем, так во всей истории было… А, ведь, и у своих можно многое найти. Например…
«Теперь, во время революции, ясно обозначились три сорта людей с своими качествами и недостатками.
1) Консерваторы, люди, желающие спокойствия и продолжения приятной им жизни и не желающие никаких перемен. Недостаток этих людей — эгоизм, качество — скромность, смирение.
Вторые — революционеры — хотят изменения и берут на себя дерзость решать, какое нужно изменение, и не боящиеся насилия для приведения своих изменений в исполнение, а также и своих лишений и страданий. Недостаток этих людей — дерзость и жестокость, качество — энергия и готовность пострадать для достижения цели, которая представляется им благою.
Третьи — либералы — не имеют ни смирения консерваторов, ни готовности жертвы революционеров, а имеют эгоизм, желание спокойствия первых и самоуверенность вторых».
Л. Н. Толстой, из дневника 1905 года.
Больше ста лет прошло, а характеристика?
И современники наши… Скажут — и лучше не скажешь, лучшее уже сказано.
У карты бывшего Союза,
С обвальным грохотом в груди,
Стою. Не плачу, не молюсь я,
А просто нету сил уйти.
Я глажу горы, глажу реки,
Касаюсь пальцами морей.
Как будто закрываю веки
Несчастной Родине моей…
ЗИНОВЬЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
И добавить мне нечего… и зачем?
И да. Нужно помнить имя своё… и язык свой родной… И все подвиги наших предков, и слава их, они, ведь, даны нам не только для праздников и парадов. Это — ещё и ответственность, и обязанность сохранять имя своё в настоящем и будущем. И Россию сохранять.
А история у нас сложная… сложная… Потому и пишет Н. А. Зиновьев…
В степи, покрытой пылью бренной
Сидел и плакал человек.
А мимо шел Творец Вселенной.
Остановившись, он изрек:
«Я друг униженных и бедных,
Я всех убогих берегу,
Я знаю много слов заветных.
Я есмь твой Бог. Я все могу.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?»
И человек сказал: «Я — русский»,
И Бог заплакал вместе с ним.
Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово
Н В Гоголь
— Во-первых, русские разговоры все ведутся как глупее нельзя вести.
— Во-вторых, опять-таки чем глупее, тем ближе к делу. Чем глупее, тем и яснее. Глупость коротка и не хитра, а ум виляет и прячется. Ум подлец, а глупость пряма и честна.
Ф.М.Достоевский