Член экспертного совета партии ЗА ПРАВДУ Николай Стариков объяснил, почему сегодняшней России сложно участвовать в старинной конфронтации с Западом под названием «Большая игра». Кто сегодня в нее играет и на чьей стороне российские игроки.
«В советское время 15 республик, которые составляли Советский Союз, называли «15 сестёр». Мы живем в Российской Федерации – а остальные 14 сестёр ушли… С другой стороны, 30 декабря 1922 года был создан Советский Союз – создали его четыре независимых государства: РСФСР, Украинская Советская Социалистическая Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика и Закавказская Советская Социалистическая республика (которая затем уже трансформировалась в несколько закавказских республик – Армения, Грузия, Азербайджан и др.). Пример создания большого государства – вот он существует. Но, к сожалению, в нашей истории существует и пример неожиданного развала государства – неожиданного не только для народа, но и для большинства государств мира. Поэтому у нас за относительно небольшой период времени есть пример, как надо делать, и пример, как делать точно не надо», – дает историческую справку Николай Стариков.
Очень часто распад Советского Союза представляется, как некий объективный процесс. Николай Стариков считает, что никакой объективной причины для распада государства не существовало, однако предложил оставить этот вопрос для отдельного обсуждения. Речь же в интервью пошла о том, будем ли мы объединяться снова и как, есть ли для этого перспективы на постсоветском пространстве. И предложил по очереди разобрать отношения со всеми 14-ю «сёстрами». При этом отношения с Арменией, Казахстаном, Узбекистаном, Туркменией – со всеми государствами постсоветского пространства – происходят не в вакууме, а в тесной связи с другими мировыми державами, подчеркивает эксперт.
«Кто-то может сказать, что политику государства Украины сегодня определяет сама Украина. Конечно, нет. Мы не с Украиной поссорились, а нас с Украиной поссорили те, кто определяет сейчас политику этого государства, кто осуществил там государственный переворот. И речь не о каких-либо конкретных деятелях, а о государствах, которые оседлали украинскую политическую систему, оседлали украинских олигархов, выделили деньги на украинский переворот и таким образом контролируют страну».
Перед уходом Трампа с поста президента в США вышло постановление о том, что Соединенные Штаты не признают вхождение Белоруссии в союзное государство с Россией. И теперь его должны будут выполнять и последующие президенты.
«Большая игра», которая происходила между Британской и Российской империями в направлении Закавказья, Центральной Азии (или, как мы ее называем, Средней Азии) – она никуда не делась. Просто Россия с 91 года ушла на некоторое время как игрок. Потом, благодаря Путину, наша сборная опять собралась и заиграла. И та же Британская империя – уже в миниатюре, но с теми же целями, теми же средствами, на том же самом пространстве – играет против нас же, только ослабленных. И против нас настраивают те части мира, которые исторически являются Россией и которые недавно были нашей частью. Англичане будут гадить, как это было всегда, будут подначивать турков и персов, как это было всегда, будут пытаться переформатировать Украину, как это было всегда. Все это было и в период Гражданской войны. Запад всегда поддерживает тех, кто борется против тех, кто сидит в Кремле».
Второй аспект, который отмечает Николай Стариков: если ты уходишь из какой-то области, это не значит, что она будет нейтральной, это значит, что она будет против тебя. «Это житейское выражение «хрен с вами» должно определять российскую политику на ближайшие годы и десятилетия. То есть не обращать внимания на их реакцию – она заранее понятна. Давайте делать то, что мы считаем необходимым, важным и нужным».
«Большая игра – это не только военные действия и не столько военные действия, – поясняет эксперт. – Это также борьба разведок, экономистов, исследователей и государственных деятелей. И в результате этой большой игры в период Первой мировой войны Россия была выбита из этой игры, но не военным поражением от того, с кем она играла. Были использованы другие руки – это были «февралисты»-предатели и Германия. Об этом у меня даже книга написана «Война. Чужими руками».
Германию еще «кормят» – продукты в магазинах есть. Но, не спрашивая их, к ним уже завезли миллион мигрантов – и еще десятки миллионов завезут, потому что Германия не контролирует Евросоюз, не контролирует свою собственную территорию. Это уже другое государство. Потому что давая еду, взамен забирают суверенитет.
Это как во время Второй мировой войны, когда немцы уговаривали русское население сдаться под эгидой того, что в плену будет замечательно, и вообще они воюют не с ними, а с кровавым сталинским режимом. При этом мирных жителей под немецкой оккупацией погибло больше, чем солдат на фронте. «У советского солдата было на фронте было больше шансов выжить, если он сражался. А вот если он сдавался в плен, то шансов выжить у него было значительно меньше».
«Каждый раз, при каждом руководителе, каждый исторический период вопросы стоят одни и те же: вы можете усилиться, можете ослабиться, а можете вообще перестать существовать. Нельзя решить какие-то вопросы раз и навсегда. При Путине вопрос распада России с повестки снят – это невозможно. Но земной путь любого человека конечен, и поэтому вопрос усиления, ослабления, исчезновения, расширения ставится на повестку дня при каждом следующем руководителе России», – резюмировал Николай Стариков.
Метки: внешняя политика, международная политика, Николай Стариков, политика
Свежие комментарии